Что такое импакт и почему он важен для бизнеса?

Сергей Пономарев
Импакт можно расшифровать как социальное воздействие. Под воздействием подразумевают целенаправленные положительные изменения для людей и планеты, полученные в результате предпринимательской деятельности. Звучит красиво, но абстрактно. Для конкретного руководителя это означает ответить на вопрос, какие позитивные изменения произошли в жизни клиентов после того, как они воспользовались услугами организации. Таких изменений, может быть много: позитивные и негативные, прямые и косвенные, краткосрочные и долгосрочные и т.д. Среди них нужно выделить главные, измерить, описать и публично предъявить.

Выгоды, преимущества, характеристики – формула известная в продажах. Только понятие «выгоды» сильно растягивается во времени. Мы не пытаемся «из головы» придумать выгоды от покупки, но изучаем и анализируем реально происходящие изменения у клиентов. Почему это важно? Потому что людям все равно как много и тяжело вы работаете. Их интересует результат – улучшения качества жизни. Например, если у вас центр детской логопедии, то для клиента важно как быстро сможет заговорить его ребенок (и только потом как вы это сделаете: методики, специалисты и прочее). Ваша задача измерять скорость прогресса детей и через кейсы демонстрировать, как меняется качество их жизни, когда речь приходит в норму. Именно эти сведения будут вашим социальным воздействием. Они привлекут новых клиентов, сократят затраты на маркетинг, повысят качество услуги, благодаря собранной обратной связи, помогут бизнесу быстрее расти.

О воздействии отчитываются не только те, кто предоставляет услуги, но даже этикетки зубной пасты и бирки на футболке рассказывают о своем влиянии на планету. Это не удивительно, ведь в эпоху массмаркета, воздействие вещей (особенно из пластика) становится все более ощутимым. Примечательно, что еще 20-30 лет назад, пластиковые бутылки считались спасением, потому что помогали доставлять питьевую воду в труднодоступные районы, а сегодня они же представляют центральную угрозу для окружающей среды. Это важный аргумент в пользу увеличения горизонта бизнес планирования. Долгосрочные последствия должны оцениваться в перспективе 20-25 лет, в то время как компании отчитываются перед инвесторами ежеквартально, что крайне недальновидно.

Выбирая вещи и их производителей, люди предпочитают тех, кто не просто меньше вредит, но создает большее общее благо. Бизнес откликается на эти запросы, достаточно вспомнить, как в августе 2019 года директора 181 корпорации (включая Apple, Amazon, Boeing, Coca-Cola и т.д.) выступили с заявлением, что акционерная стоимость более не является основной и единственной целью корпораций. Успех бизнеса складывается из создания ценностей для клиентов, инвестиций в сотрудников, честной и этичной работы с поставщиками, а также поддержки местных сообществ. Важен не только размер заработка, но и то, как именно он формируется и какие новые смыслы порождает.

Такая смена парадигмы продиктована глобальными потрясениями в мире: изменение климата, рост социального неравенства, пандемия COVID-19 и война в центре Европы, все это является угрозой физическому и психическому здоровью людей. Нельзя больше делать вид, что меня это не касается, ведь у нас нет запасной планеты для плана «Б». Никто не хочет быть причастен к загрязнению водоемов, исчезновению редких животных, или пользоваться товарами, созданными с использованием детского труда. Благодаря технологиям Big Data, доступности и открытости информации компаниям все сложнее оставаться в тени. Риск потери репутации в случае обнародования нежелательной информации становится неприемлемым. Появилось целое поколение предпринимателей, которые публично ставят на первое место не заработок, а позитивные изменения. Начало было положено еще в 1980 году, когда Билл Дрейтон создал некоммерческий фонд «Ashoka» и стал идейным вдохновителем нового движения социальных предпринимателей, направленного на решение общественных проблем с помощью бизнес инструментов.

Сегодня социальные предприниматели и социальные стартапы есть во всех странах мира. Мода на импакт быстро распространяется по планете. Потребители учатся осознанно выбирать товары, что формирует спрос на добросовестных предпринимателей, которые заботятся об экологии и обществе. Инвесторы, анализируя тренды рынка, начинают вкладывать больше капитала. Международный рынок импакт-инвестиций растет в среднем на 29% в год и по прогнозам достигнет 40 триллионов долларов к 2030 году. В фокусе внимания, прежде всего, экология. Переработка отходов, альтернативные источники энергии, очистка загрязненных мест и водоемов и т.д. Забота об экологии элементарно выгодна: корпорациям дешевле инвестировать в экотехнологии, чем платить гигантские штрафы за загрязнение природы. Тем более что согласно исследованию GIIN (Global Impact Investing Network), у 90% импакт - инвесторов вложения окупаются.

Рынок импакт-инвестиций формирует специальные требования к импакт проектам: значимость решаемой социальной проблемы, инновационный подход, финансовая устойчивость, профессиональный опыт основателей и возможность масштабирования. Каждый бизнес работает в социуме, но не каждый может считаться социально полезным. Не получится заниматься воздействием между делом. Если Вы решили пойти по этому пути, то придется адаптировать все бизнес процессы. Противоестественно производить экопродукцию и продавать в не перерабатываемой упаковке. Потребитель не оценит, и предпочтет аутентичный продукт. Правильное производство потребует правильных поставщиков, дистрибьюторов, внесет изменения в отношения с персоналом, поменяет позиционирование и маркетинг и т.д. Впрочем, такие серьезные перемены приносят ощутимые выгоды.

Бизнес, который решает проблемы клиента и меняет жизнь к лучшему, неизбежно растет. Потребители всегда возвращаются туда, где получили реальную помощь. Более того, они сами приводят друзей и знакомых, обеспечивая виральность, которая способствует росту. Главное только правильно описать и предъявить свое воздействие.
И еще один важный момент: импакт снижает остроту соперничества. Как только вы хотя бы немного выйдете за рамки жесткой бизнес логики (кровавые реки конкуренции) и начнете размышлять в терминах социального воздействия, вы легко обнаружите много совместных точек роста со своими конкурентами. Импакт стартапы быстрее и эффективнее находят общие интересы и объединяют усилия там, где традиционные компании ведут отчаянную борьбу. Синергия в решении социальных и экологических проблем создает мощный стимул для кооперации, что позволяет экономить ресурсы и повышать эффективность. Это новый и очень важный паттерн в бизнесе, на который стоит обратить самое пристальное внимание.

Если Вы хотите научиться измерять свой импакт, добро пожаловать на курс "Оценка социального воздействия"