Что нужно знать начинающему социальному стартапу?

Сергей Пономарев
Большинство новичков в социальном предпринимательстве волнует вопрос: что нужно знать перед стартом своего дела? На что обратить особое внимание? Как расставить приоритеты? Каких ошибок нельзя допустить и т.д. Каждое социальное предприятие уникально, тем не менее, есть вызовы, с которыми сталкиваются практически все новички. Мы постараемся осветить их и дать базовые универсальные советы. Но стоит помнить, то, что сработает в одном случае, может оказаться неэффективным в другом, поэтому окончательное решение всегда за вами. Итак, что должен знать начинающий социальный предприниматель?

1. Нет никакого тайного секрета
Все методы известны, все знания открыты. Бизнес при всей его сложности, достаточно простой конвейер, который нужно правильно настроить. Успешный бизнес отличается от неуспешного тем, что им не бросили заниматься. Социальный предприниматель постоянно пробует что-то новое. У него может не получаться один, второй, третий, десятый раз. Но если он не бросает, учится на предыдущем опыте, тестирует новые гипотезы, то рано или поздно все получится, конвейер заработает. Нужно лишь проявить настойчивость в движении к цели и гибкость в выборе методов.

2. Не бойтесь, что вы что-то не знаете
Многие беспокоятся, что их знаний недостаточно. Человек нашел бизнес-идею, протестировал ее жизнеспособность, увидел хороший потенциал. Все готово, чтобы начать, но старт постоянно откладывается. Вместо того чтобы попробовать, человек идет на курсы, начинает изучать книги о построении бизнеса, нанимает коуча для мотивации и все равно оказывается не готов. Находится масса внешних препятствий. Знакомо? В основе такой прокрастинации лежит банальный страх ошибки, через который проходили все социальные предприниматели. Вы никогда не будете готовы на 100%, но начать когда-то придется. Никакая учеба не заменит практический опыт, поэтому просто дайте себе право на ошибку. Найдите тех, кто уже прошел этот путь. Пообщайтесь с людьми, которым удалось открыть успешное дело, и узнайте, как они решали беспокоящие вас вопросы.

3. Вести бизнес – меняться самому
Никто не выходил из бизнеса тем же человеком, которым его начинал. Новички охотно бросаются на новые внешние вызовы, но часто недооценивают значимость внутренней трансформации. А именно она может оказаться самой сложной. Поменяется круг общения, потеряется часть старых друзей. Произойдет смена ценностей, приоритетов, придется избавиться от многих иллюзий, снизить ожидания, пройти через разочарования, отказаться от стабильности и привыкнуть жить в условиях высокой неопределенности. Взвалить на себя большой груз ответственности, стать многозадачным, научиться держать удар, не терять веру в успех наперекор всему. Обрести и прочувствовать истинную цену предпринимательской свободы.

4. Научиться создавать чужими руками
Хочешь сделать хорошо – сделай это сам. В социальном предпринимательстве этот принцип не работает. Вам придется научиться делать работу хорошо чужими руками. Это значит уметь подбирать людей, мотивировать их, ставить задачи, делегировать полномочия, контролировать исполнение и оценивать результат. Вам придется разбираться в людях, поневоле стать психологом. Бороться с манипуляциями и поддерживать других, даже если самому плохо. Вы будете нанимать и увольнять, награждать и наказывать, услышите о себе массу интересного, заслуженного и совершенно неправдоподобного. Скучно точно не будет.

5. Перестать зависеть от чужого мнения
Создав социальное предприятие, вы обнаружите, что люди вокруг разделятся на два лагеря. Одни будут поддерживать, и гордиться вами, другие начнут отговаривать. К сожалению, страдать вы будете от тех и других. Вам придется соответствовать ожиданиям первых, и не поддаваться влиянию вторых. Поэтому жизненно важно, с самого начала эмоционально абстрагироваться от чужих мнений. Прислушиваться к советам, но не поддаваться давлению.

6. Стать аскетом
Обыватели часто оценивают успех предпринимателя по материальным атрибутам – дорогая машина, большой дом, статусное потребление и т.д. Все это имеет очень слабое отношение к настоящему бизнесу. Вступив на путь социального предпринимательства, вы будете экономить гораздо чаще, больше и сильнее. Вы быстро научитесь финансовой дисциплине. Будете взвешивать каждую трату: взять деньги на личные нужды или вложить в решение проблемы. Научитесь экономить, пользоваться б/у оборудованием, прибегать к услугам фрилансеров и т.д. Только когда социальное предприятие выйдет на стабильную прибыль, можно немного себя побаловать, если деньги еще будут приносить вам удовольствие.

7. Не бояться конкуренции
Наличие конкурентов – это четкий сигнал, что вы находитесь на правильном рынке, на котором есть проверенный спрос. Не бойтесь, что конкурент скопирует ваш продукт. Во-первых, это означает, что продукт действительно ценный. Во-вторых, конкурируя друг с другом, вы вкладываете в два раза больше средств, чтобы донести эту ценность до конечного потребителя и тем самым ускоряете рост рынка. В-третьих, копирование продукта - это сигнал, что пора задуматься о своей уникальности. Стратегий достаточно много: уйти в узкий сегмент или наоборот, предложить спектр расширенных услуг. В любом случае Вам придется придумать что-то, что будет отличать вас от конкурентов.