Зачем нужна социальная сертификация бизнеса?

Сергей Пономарев
Сегодня в мире насчитывается около 23 000 международных стандартов, которые регулируют разные аспекты ведения бизнеса. Социальная сертификация – достаточно новое явление. Она не является обязательной, но с каждым годом все больше начинающих и состоявшихся организаций осознанно идут на нее. Зачем нужна социальная сертификация, что она может дать?
Социальная сертификация касается требований к управлению организацией для достижения позитивного измеримого социального и/или экологического воздействия. Данный тип сертификации строится на следующих принципах:
1. Коммерческая деятельность организации должна быть ориентирована на решение значимой социальной и/или экологической проблемы.
2. Цели и задачи организации должны определяться интересами ее клиентов и благополучателей.
3. Сотрудники должны быть информированы о воздействии организации, и стремиться внести максимальный вклад в достижение поставленных целей.
4. Приоритетом деятельности организации провозглашается не максимизация прибыли, а устойчивое развитие.
5. Организация постоянно стремится к внедрению инноваций в свои бизнес-процессы и достижению наилучших результатов.
6. Деятельность организации ведется открыто, с соблюдением правовых и этических норм.
7. Организация осуществляет системный сбор данных о своем социальном и/или экологическом воздействии и публикует ежегодные отчеты.
Социальная сертификация предполагает построение такой системы управления организацией, которая ориентирована на интересы клиентов и благополучателей. С этой целью, она изучает предпочтения и изменения в жизни потребителей, которые происходят благодаря приобретаемым товарам и услугам организации. Только с таким подходом можно добиться значительных успехов в решение социальных и/или экологических вызовов и обеспечить устойчивый рост бизнеса.

О каких вызовах идет речь?
В 2015 году 193 страны ООН приняли резолюцию «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года». Документ установил 17 Целей, которые призваны справиться с самыми сложными вызовами человечества: ликвидация нищеты, голода, качественное образование, гендерное равенство, борьба с изменением климата и т.д. По оценкам ООН, реализация ЦУР в полном объеме потребует $5-7 трлн. инвестиций ежегодно. При этом достижение целей приносит экономическую выгоду: цели открывают новые рыночные возможности, эквивалентные $12 трлн., и создают более 380 млн. новых рабочих мест. Любая организация может выбрать одну или несколько целей и начать вносить свой вклад в их достижение. Социальная сертификация призвана подтвердить данный вклад в глазах общества.

Что конкретно социальная сертификация дает организации?
В первую очередь, социальный сертификат для бизнеса – это доказательство устойчивого управления. Подтверждение того, что организация работает не только ради собственной прибыли, но способствует достижению целей ООН. Это резко повышает статус и репутацию организации в глазах потребителей и партнеров. Любому клиенту приятно осознавать, что часть уплаченных им средств, пойдет на благие цели. При прочих равных, клиент предпочтет социально ответственную организацию, на фоне традиционных рыночных конкурентов. Приняв тактическое решение о направлении части прибыли на решение общественно-значимых проблем, организация обеспечивает долгосрочное стратегическое преимущество и стабильную маржинальность в будущем.
Во-вторых, социальный сертификат помогает в решении вопроса привлечения инвестиций. Импакт-инвестиции - это инвестиции в компании и проекты, ставящие своей целью, помимо получения коммерческой прибыли, достижение положительного социального и экологического результата. По оценке Global Impact Investing Network, рынок импакт-инвестирования растет в среднем на 29% в год. Свыше половины активных инвесторов вошли на этот новый рынок менее 10 лет назад. Около 58% импакт-инвестиций приходится на Соединенные Штаты и Канаду, 21% — на Западную, Северную и Южную Европу. Доли всех остальных регионов составляют от 1% до 4%. Импакт-инвестиции задают новые стандарты в финансовой индустрии, и есть мнение, что со временем все инвестиции станут такими. А значит надо уже сегодня начинать измерять и публично предъявлять свое социальное воздействие.
В-третьих, социальная сертификация помогает решить часть внутренних управленческих проблем. Она нацелена на формирование естественной саморазвивающейся среды организации, построенной на принципах устойчивого развития: соблюдение баланса экономических, экологических и социальных интересов. Оценка социального воздействия, постоянная обратная связь с потребителями и благополучателями, повышает общую эффективность организации:
· улучшает прогнозируемость и управляемость бизнес процессов;
· помогает привлечь серьезных партнеров, поставщиков, заказчиков, инвесторов;
· позволяет выпускать более качественные и востребованные товары и услуги;
· способствует позитивным изменениям в жизни потребителей;
· повышает доверие клиентов и как следствие продажи;
· снижает себестоимость продукции и затраты на маркетинг;
· усиливает лояльность и удовлетворенность сотрудников;
· создает прозрачную и понятную систему приоритетов развития.

В каких случаях организации нужна социальная сертификация?
Чаще всего сертификация нужна в трех случаях:
1. Организация ищет импакт-инвесторов и нужно продемонстрировать им социальные достижения.
2. Организация готовится к крупному тендеру или конкурсу, в котором необходимо выделиться на фоне конкурентов.
3. Организация планирует масштабирование, выход на новые рынки и требуется завоевать доверие клиентов и партнеров.