консультант для социального бизнеса

сергей пономарев

Статьи

Страхи социальных стартапов

Чего боятся социальные стартапы Настоящий социальный предприниматель бесконечно может смотреть на три вещи: на воду, на огонь и своему страху в глаза. Мне всегда было интересно: как люди не боятся открыть свое дело? Взвалить на себя гору рисков и шагнуть в неизвестность? 

 Когда я начал много ездить и выступать (сейчас уже больше 500 выступлений в 20 странах мира) у меня появилась возможность задавать вопросы социальным предпринимателям лично. Особенно меня интересовали те, кто большую часть жизни работал в найме и уже в зрелом возрасте открыл свое дело. Как человек решился на такой кардинальный шаг? Чего он боялся больше всего? Как изменился его внутренний мир? Очевидно, что жизненные обстоятельства и траектории у всех столь различны, что нет смысла пытаться их обобщить, но что касается внутренних страхов человека, они оказались весьма схожими. Три опасения люди вспоминали наиболее часто. Про них и хочу рассказать вам, мои читатели. 

Страх незнания 

Если человек большую часть жизни учился, потом работал по специальности, он, как правило, высокого мнения о своей квалификации. А раз он крутой эксперт, он уверен, что его ждет успех на рынке. Когда он решает уйти из найма и открыть свое дело, то быстро и с ужасом осознает свою полную несостоятельность в качестве предпринимателя. Дело свое он знает, но как превратить дело в деньги? Как начать продавать? Как привлекать клиентов? Как нанимать персонал? Как заключать договоры? В какую сторону двигаться? И еще миллион других вопросов. Как точно кто-то подметил: «Когда мы запустили свой стартап, я спал как младенец: каждые два часа просыпался и плакал». 

Страх неведения, боязнь совершить ошибку - это испытания, через которые проходит каждый предприниматель. Рискну предположить, что во многом страх закладывается еще в школе с ее вечным поиском единственного правильного ответа. Никому не нравится ошибаться, но когда тень ошибки парализует саму возможность действия – это тупик, из которого надо выбираться. Бизнес – бесконечная череда экспериментов, постоянного тестирования в попытке найти работающую модель. Не рисковать – значит стоять на месте. 

Преодолеть страх незнания не сложно. На рынке вы найдете много предложений: можно записаться на обучающие курсы, пойти в акселератор, найти наставника, ментора, наконец, купить франшизу. Словом компенсировать дефицит знаний из внешней среды вполне реально. С другими страхами придется справляться в одиночку. 

Страх осуждения 

Христианско-гуманитарная парадигма современности весьма серьезно почистила ряды альфа-самцов. Проявлять твердость, здоровую агрессию, добиваться своего – очень важные качества для предпринимателя. Бизнес – это борьба, схватка, конкуренция, постоянное преодоление себя и среды. Российское общество не поощряет такие качества, наоборот требует конформизма, покладистости, уступчивости, укладывающиеся в формулу: «Не высовывайся». Особенно тяжело выходцам из некоммерческого сектора, которые впитали ценности гуманизма, практиковали человеколюбие и превозносили альтруизм. Приходится мучительно перестраиваться, преодолевать навязанные обществом стереотипы: «а что, обо мне подумают другие»; «торговать – унизительно, не достойно»; «мне придется наказывать сотрудников, а я мягкий человек»; «продажи – это манипуляция» и т.д. Мне потребовалось несколько лет, чтобы перестроить голову, если интересно, как-нибудь поговорим об этом позже. 

В двух словах, в какой-то момент времени, нужно сменить фокус, провести ценностную ревизию, нагло и бездоказательно поверить в себя, и начать делать то, что ТЫ (не другие!) считаешь нужным и правильным. Получить за это несколько раз от своего окружения (всякая среда жестока к ренегатам). Подняться, утереться и двигаться дальше. Потом войдете во вкус. Социальное предпринимательство – это не ванильное добродушие, скорее адреналиновая зависимость от постоянного преодоления себя. Это кайф! 

Страх опоздания 

 Еще один классический страх стартапов – «слишком поздно». Каких только оправданий люди не придумывают, чтобы отсрочить перемены. «Я уже слишком старый» (это говорят и в тридцать, и в сорок лет). Забудьте про иллюзорный пафос «бизнес-молодости», уже достаточно много исследований, которые доказывают, что количество успешных стартапов растет вместе с возрастом их основателей. Чем старше человек, тем больше компетенций, знаний и опыта он может инвестировать в свое дело. Я знаю многих людей, которые запустили свой бизнес, выйдя на пенсию. 

«Такой продукт уже есть, мы опоздали». Еще один миф о том, что все ниши заняты. Рынок не кончается никогда, раньше кончитесь вы. Ищите свою аудиторию, и будет вам счастье. Те, кого я спрашивал, очень жалели о том, что долго пробыли в плену данного страха. Поэтому не откладывайте, начинайте прямо сейчас. Сделайте страх опоздания своим союзником, пусть он заставит вас действовать. 

А как действовать, если не знаешь, что делать? Просто! Надо начать ставить перед собой правильные вопросы. Как понять, что вопрос правильный? Правильный вопрос всегда не приятен, потому что требует напрячь мозг. Где ты хочешь оказаться через 5-10 лет? Как ты собираешься туда добраться? Кто пойдет рядом с тобой? Что ты можешь предложить миру? И т.д. Рано или поздно правильные вопросы приводят к правильным ответам. Как понять, что ответ правильный? Тоже просто! Он позволяет начать действовать прямо сейчас. Рассеивает туман неопределенности на один шаг вперед. Один правильный ответ не откроет весь путь и не убережет от ошибок, но как мы выяснили, ошибок не стоит бояться. Тем более волноваться о том, что подумают другие. Начинайте задавать себе вопросы и двигаться! 

О правильных вопросах и траекториях движения мы будем говорить дальше. Подумайте, чего вы больше всего боялись при открытии своего дела или что останавливает вас сейчас от этого шага.  

Phone number

+79026360564

Email

svip81@mail.ru